1-3 месяца
Возраст (месяц) |
Показатели развития | Режим дня | Питание ребенка |
1 | • Первая улыбка. • Фиксация взгляда на блестящих предметах и лице взрослого. • Попытка удержать головку, лежа на животе. |
Режим № 1 "а" или режим свободного вскармливания: • кормление "по требованию", не менее 10 раз в сутки. • приветствуются ночные кормления • бодрствование после кормления до 1-1,5 ч • сон после бодрствования до следующего кормления |
• Только грудное молоко. • Не допускается допаивание водой, чаем, овощным отваром ! |
2 | • Быстро отвечает улыбкой. • Зрительное и слуховое слежение. • Удерживает головку на 1-2 минуты в вертикальном положении. |
Режим № 1 ”а” возможен до 1,5 месяцев. Переход на режим № 1 - кормление ребенка через 3 ч - 7 раз: • часы кормлений: 6-9-12-15-18-21-24 ч.• бодрствование после кормления 1-1,5 ч. • ночной перерыв - 6 ч. • приветствуются ночные кормления. |
Грудное молоко (как 1-й месяц) |
3 | • "Комплекс оживления”. • Слуховое и зрительное сосредоточение в вертикальном положении. • Случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью. • Хорошо удерживает головку, лежа на животе. • Есть упор ног. • Начало гуления. |
• Режим № 1. • В конце 3-го месяца возможен переход на режим № 2. |
Грудное молоко (как 2-й месяц) |
4-6 месяца
Возраст (месяц) |
Показатели развития | Режим дня | Питание ребенка |
4 | • Громко смеется. • Захватывает подвешенную игрушку. • Находит невидимый источник звука. • Длительное гуление - "свирель". • Узнает мать. • Поворачивается со спины на живот. |
Режим № 2: • Кормление ребенка через 3,5 ч 6 раз в сутки. • Ночной перерыв - 6,5 ч. • Допускаются ночные кормления. • Часы кормления: 6-9:30-13-16:30-20-23:30. • Бодрствования после кормлений до 1,5-2 ч. • Сон после бодрствования до следующего кормления. |
• Фруктовый сок, начиная с капель и доведя до 30 мл. • Давать с ложечки после кормления через 30-40 мин, предпочтительнее в первую половину дня. • В 3,5 месяца - фрутово-ягодное пюре, начиная с 1 чайной ложки и доведя через 2 недели до 40 г. • Давать через кормление от сока. |
5 | • Отличает близких людей от чужих. • Узнает голос матери, близкого человека, различает интонации и реагирует по-разному. • Берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее. • Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони. • Подолгу певуче гулит. |
Режим № 2. | • Фруктовый сок - 40-50 мл. • Фруктовое пюре - 40-50 г. |
6 | • Узнает свое имя. • Подолгу занимается игрушкой. • Переворачивается с живота на спину. • Хорошо ест с ложки. • Произносит слоги “ба", “ма" - начало лепета. |
Режим № 2. | • Фруктовый сок - 50-60 мл. • Фруктовое пюре - 50-60 г. |
1. Для сохранения длительной выработки молока после прикорма целесообразно предложить ребенку материнскую грудь.
2. При отклонениях в состоянии здоровья ребенка, снижении темпов физического развития прикормы можно вво¬дить в возрасте 5-5,5 месяцев.
7-9 месяца
Возраст (месяц) |
Показатели развития | Режим дня | Питание ребенка |
7 | • хорошо ползает • на вопрос "где?" находит предмет в определенном месте • занимается игрушкой (стучит, размахивает, бросает) • подолгу лепечет одни и те же слоги • пьет из чашки, которую держит взрослый |
Режим № 3: • кормление через 4ч 5 раз в сутки • часы кормлений; 6-10-14-18-22 ч • ночной перерыв - 8 ч • допускаются ночные кормления. • Бодрствование после кормления 2-2,5 ч. • Все отрезки дневного сна желательно проводить на свежем воздухе. |
• фруктовый сок - 60-70 мл • фруктовое пюре - 60-70 г. • яичный жепток - начиняя с 1/8 повести до 1/2 в течение месяца • творог - начинать с 5 г, довести до 30 г. • пюре овощное - начинать с 30 г, довести в течение недели до 150 г, вытеснив при этом одно грудное кормление • масло растительное - 3-5 г - в овощном пюре • Таким образом, остается четыре грудных кормления. |
8 | • долго занимается игрушками • подражает движениям взрослого • сам садится и ложится • встает, держась за барьер, переступает • по просьбе взрослого выполняет “ладушки”, “дай ручку" и др. • громко повторно произносит слоги • сам держит и ест корочку хлеба и пьет из чашки, которую держит взрослый |
Режим № 3 | • фруктовый сок - 70-80 мл. • фруюговое пюре - 70-80 г. • желток -1/2 • творог - 40 г. • овощное пюре -150 г. • каша - начиная с 50 г, довести до 150 г за 2-3 дня, вытеснив второе грудное кормление • масло сливочное - 5 г добавить в кашу • в 7,5 месяцев - мясное пюре, начиная с 5 г, довести до 30 г. • сухари, печенье - 5 г. Таким образом, остается 3 грудных кормления, которые чередуются с прикормами. |
9 | • действует с предметами в зависимости от их свойств (катает, открывает и пр.) • переходит от предмета к предмету, слегка придерживаясь за них • на вопрос “где?" находит несколько предметов, находящихся в разных местах • пьет из чашки, слегка придерживает ее руками • знает свое имя • повторяет слоги, которые есть в его лепете • первые проявления опрятности |
Режим № 3 | • фруктовый сок - 80-90 мл. • фруктовое пюре - 80-90 г. • желток -1/2 шт. • творог - 40 г. • овощное пюре -150 г. • кефир 200 г. • мясное пюре - 50 г. • каша -150 г. • сухарики, печенье - 5 г. Таким образом, остается 2 грудных кормления, которые чередуются с прикормами (утреннее и вечернее). |
10-12 месяца
Возраст (месяц) |
Показатели развития | Режим дня | Питание ребенка |
10 |
• ходит при поддержке за обе руки • влезает на невысокую поверхность и слезает с нее • длительно занимается игрушками • подражает взрослому, повторяя за ним новые слоги • по просьбе "дай" дает знакомые предметы |
Режим № 4: • кормление через 4 ч 5 раз в сутки • первое кормление ребенок получает не позднее, чем через 1/2 часа после пробуждения • ночной перерыв 8-12 ч. • бодрствование между кормлениями 2,5-3,5 ч. • сон днем 1.5-2,5 ч на свежем воздухе |
Кормление грудное до 1го-1.5-2х лет: • фруктовый сок - 80-100 мл. • фруктовое пюре - 80-100 г. • желток -1/2 шт. • творог - 40 г. • пюре овощное - 150-180 г. • каша молочная - 150-180 г. • мясное пюре - 40-50 г. • рыба - 30-40 г 1 раз в неделю. • растительное масло - 6 г. • сливочное масло - 6 г. • сухари, печенье - 6 г. • овощной суп 30 мл. с 11 месяцев. |
11 |
• делает самостоятельные шаги • стоит без опоры • накладывает кубики, снимает и надевает кольца с большими отверстиями • приносит игрушки • произносит первые слова • пьет из чашки |
Режим № 4 | См. 10 месяц |
12 |
• ходит самостоятельно, без опоры • понимает названия предметов, действий • выполняет поручения: “принеси", “найди", “отдай" • сам играет • увеличивается запас слов |
Режим № 4 | См. 10 месяц |